|
Александр Николаевич Бенуа
4.V.18709.II.1960
Александр Бенуа организатор домашнего кружка, из которого выросло художественное объединение «Мир искусства», живописец и график, театральный декоратор, режиссер-постановщик, историк искусства, художественный критик, писатель, эрудит, всесторонне образованный человек, универсально развитая творческая личность.
Александр Бенуа самый известный представитель обрусевшего французского рода. В 1794 г. в Россию из Франции прибыл кондитер Луи-Жюль Бенуа (17701822). Сын кондитера Николя, или Николай Леонтьевич отец Александра Бенуа, стал известным архитектором. Александр лишь несколько месяцев 1887 г. занимался в вечерних классах Академии художеств, затем учился на юридическом факультете Петербургского университета. Он был художником-самоучкой, но непрерывно работал над собой, называя себя «продуктом художественной семьи»1. Технику акварельной живописи ему преподавал старший брат Альберт Бенуа. В искусстве Бенуа типичный «автодидакт», его подлинными учителями были А.Ватто, Ф.Буше, Ш.-Н. Кошен,. Ж.-М.Моро, Ж.-О. Фрагонар. В 1896 г. впервые попал в Париж, и французские впечатления были настолько сильны, что существенным образом повлияли на него как на художника. В своих воспоминаниях Бенуа писал: «зовы прошлого обладали величайшими чарами и означали способность перенестись в другой, фантастический мир»2. Ретроспективность художественного мышления и «пиетет к культурности», к художественным стилям прошлого отличали всех членов кружка «Мир искусства», но Бенуа был среди них первым. Как художник он прежде всего замечательный стилист. Хорошо зная историю искусства, Бенуа проникал в суть пластического языка той или иной эпохи. Он никогда не ошибался ни в целом, ни в деталях. Сам художник называл это знаточеством. Интеллектуальность, историзм художественного мышления уводили Бенуа даже в собственной живописи от живописного мировосприятия к ярко выраженному графическому началу. Именно Бенуа вместе с другими мирискусниками создал петербургскую, по сути национальную школу графики, противопоставляя новые формы отжившим свой век сюжетным картинам передвижников. Таковы графические серии «Версаль» тема, занимавшая художника многие годы (18961922), «Петергоф» (19181922), «Царское Село» (1910). Главная черта индивидуального стиля Бенуа тяготение к художественному синтезу рисунка и цвета, графики и книги, формы и пространства. Поэтому в своей графике Бенуа парадоксально живописен. Его любимые приемы широкие заливки кистью в соединении со свободным, как бы неряшливым штрихом и контуром, подчеркивающим цветовое пятно. Бенуа удалось преобразить и по существу реформировать музыкальный театр. Постановка «Петрушки» Стравинского с декорациями и костюмами Бенуа в Париже (1911) стала сенсацией. Вместо канонических декораций художников-перспективистов, следовавших традициям XVII-XVIII вв., Бенуа «привел живопись в театр», как об этом писали газеты, причем русскую современную живопись. Бенуа был главным художественным руководителем всех постановок С. Дягилева знаменитых Русских Балетных Сезонов в Париже. Под его непосредственным руководством в театре работали К. Коровин, Н. Рерих, Л. Бакст, А.Головин. Заядлый театрал и знаток, Бенуа был не только художником, но и либреттистом, режиссером-постановщиком. Бенуа создал огромное количество иллюстраций к различным изданиям по истории искусства, статьям, альбомам и книгам русских и французских классиков. Не обходилось без осложнений. Отсутствие академической школы иногда давало себя знать и приводило к конфликтам, подобным скандалу, разразившемуся по поводу иллюстраций к «Медному всаднику» (1903), «своей грубостью, аляповатостью и ошибками в рисунке», вызвавшими гнев членов «Кружка любителей русских изящных изданий». Другая сторона творчества Бенуа ощущение исторического времени, легкая ирония, философское отношение к миру. «В Бенуа есть что-то от князя В. Ф. Одоевского, философического писателя... тонкого мыслителя об искусстве... «во вкусе Фауста» и с иронией Гофмана... Бенуа отличается философским складом ума»3. Отсюда возникла в его творчестве тема Версаля как «огромной сцены человеческой истории». По наблюдению Б. Асафьева и вопреки распространенному мнению, творчество Бенуа «Не носило никаких стилизаторских качеств. Наоборот, точное ощущение данной картины в ее конкретно-исторической действительности с боязнью упустить, не доглядеть чего-либо: своеобразное собирательство!.. В живописи А. Н. Бенуа умное обобщение и ни следа «мелкой вещности... Именно таков Версаль в изображении Бенуа серьезное проникновение в действительность, сохранившую свой стиль. Прошлое становилось у него живой действительностью. Это подлинный реализм русского художника»4. Бенуа всегда добивался, как он сам говорил, «стильности на основе философического воображения», вживания в характер эпохи, называя себя «пассеистом», а свой метод «историческим сентиментализмом». Художественный интеллект и широкий кругозор сделали этого художника-самоучку бесспорным лидером «мирискусников». Общение с Бенуа М. Добужинский и А. Остроумова-Лебедева считали «настоящим художественным университетом». А непримиримый противник мирискусников И. Репин заявлял, что Бенуа «недоучка, дилетант, никогда не учившийся серьезно форме», только «библиограф», а не художник и «его место быть хранителем Эрмитажа»5. В 1910 г. Бенуа действительно опубликовал блестящий, до сих пор непревзойденный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». В качестве историка русского искусства и остроумного художественного критика Бенуа оказывал сильное воздействие на атмосферу российской художественной жизни рубежа XIX-XX вв.
Сын Бенуа Николай Александрович (19011988) театральный художник, с 1936 г. художественный руководитель миланского оперного театра Ла Скала. Художником была также его дочь Елена Александровна Бенуа-Клеман (18981972). В 1926 г. Бенуа с семьей эмигрировал из советской России, жил и работал в Париже. Внук Бенуа, Петр Александрович Браславский (род. 1930) архитектор, как и многие потомки этой семьи работает во Франции. В родстве с семьей Бенуа состоят семьи художников Лансере, Серебряковых, Таманянов, Шрётеров, художники А. Обер, Ю. Черкесов.
|
1. Александр Бенуа размышляет... М.: Сов.художник, 1968, с. 41.
2. Бенуа А. Мои воспоминания. М.: Наука, 1980, в 2-х т., т. 2, с. 184.
3. Асафьев Б. Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966, с. 79-80.
4. Там же, с. 33.
5. Мастера искусства об искусстве. М.-Л.: ИЗОГИЗ, 1937, т. 4, с. 404.
|
|
|