«Мир Марины Цветаевой»
Леон Бакст
Живопись
Художники
Объединения
Выставки
Книжная графика
Течения
Исследования

Разделы
Поэзия
Литературные течения
Журналы и издательства
Живопись
Артистические кафе и театр
Воспоминания
Исследования

Леон Бакст Леон Бакст
(Лев Самойлович Розенберг)
1866—1924

Леон Бакст — выдающийся художник-стилист, живописец, график, театральный декоратор. Еврей из Гродно. Детство провел в Петербурге. До 1887 г. был вольноприходящим учеником Академии художеств. Затем занимался живописью самостоятельно и под руководством Альберта Бенуа. Путешествовал по Европе, с 1893 г. работал в Париже, учился в студии Ж.-Л. Жерома и в «Академии Жюльена». В 1898 г. был в числе организаторов «Мира искусства», сотрудничал в журналах «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», где выработал отточенный графический стиль. С 1910 г. постоянно жил в Париже. Творчество Бакста противоречиво. Из всех художников «Мира искусства» он был самым восприимчивым к колебаниям моды и настроениям времени и поэтому ближе всех подходил к «стилю модерн» и некоторым тенденциям модернизма, особенно в последние годы. Увлекался античностью. Но в его интерпретации античность имеет мало общего с Классицизмом. В антикизирующем стиле Бакста — более всего романтики, историзма и менее — рациональности и нормативности, присущей Классицизму. Бакст для этого слишком экспрессивен. эмоционален. В своих стилизациях под античность он пришел к архаике. В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной; к тому пути, с которого всегда начинают большие школы — к стилю грубому, лапидарному" 1. И он действительно пытался организовать новую систему преподавания искусства в частной школе Е. Званцевой в Петербурге, которую называли школой Бакста. В школе Бакст проповедовал обращение к натуре. Сам он, однако, в это же время увлекся живописью Гогена, Матисса, Дени, графикой японцев и Бёрдсли. Искусство Бакста было связано с течением символизма. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов, и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» (1908) соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Иванова «Древний ужас» 2. Для Бакста характерно эстетское отношение к деталям, нюансам художественных стилей прошлого. Этот выдающийся стилиэатор, по выражению М. Волошина, «ученый, элегантный, многоликий, переимчивый... напоминает любезного археолога, который в зале «Коллеж де Франс» перед великосветской аудиторией толкует тайны женского туалета древних вавилонянок и карфагенянок. Для него самым важным остаются человеческие позы, украшения и одежды..." 3. Стилизаторские устремления привели Бакста в театр. Именно там он нашел применение своему необычному таланту и знаниям художественных стилей. Бакст стал центральной фигурой дягилевских сезонов в Париже (см. Русские Балетные Сезоны в Париже). Особенно удачны оформления спектаклей на античные темы, трактованные Бакстом в архаическом крито-микенском стиле. Живописно-декорационные феерии поражали парижан своим декоративным размахом, фантастичностью, экспрессией. В 1909—1914 гг. Бакст оформил двенадцать спектаклей «Русских балетов». Наряду с античной, главной в его творчестве была и восточная тема, его привлекала Персия, Индия. В 1909 г., по свидетельству современников, «Париж был пьян Бакстом».
Декоративные стилизации Бакста отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы. В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Он заслонял образ действующего героя, сюжет, сценарий собственной экспрессией, феерией красок, линий, узоров тканей и драпировок. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник — «мастер стилевых странствований...» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность».., склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но... к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, иногда даже грубости. Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора»... Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова, интеллектуальной иронией» 4. Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм. Некоторые издержки вкуса, элементы натурализма, все же дают основание считать Бакста не столько художником-творцом, сколько стилизатором. Слава Бакста достигла апогея в Париже в 1914 г., когда он удостоился редкой для иностранца награды — ордена Почетного Легиона. Но для своей родины он оставался просто евреем, которому, в силу закона о черте оседлости, не было места в Петербурге. После признания в Париже он получил право на проживание в российских городах, но не успел им воспользоваться из-за войны. В 1923 г. путешествовал с лекциями по США. Скончался от апоплексического удара в Париже.
Сын Льва Бакста и дочери П. Третьякова — Андрей Львович Бакст (1907—1972), театральный художник, с 1928 г. жил и работал в Париже, был дружен с К. Сомовым.


1. «Аполлов», 1909, № 3, с. 50.
2. «Золотое руно», 1909, № 4, с. 51-65.
3. Волошин М. Лики творчества. Л.; Наука, 1988, с. 276.
4. Асафьев Б. Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966, с. 130.

Информация
Мир МЦ
Серебряный век
Писатели
Словари
Персоналии
Поиск по сайту
Ссылки
Гостевая книга
Уголок библиофила




Проект: «Мир Марины Цветаевой». Координатор проекта: Ф. Левичев, 1999—2000.
© Дизайн: FTdesign, 2000.