|
Константин Алексеевич Коровин
18611939
Константин Коровин выдающийся русский живописец.
С 1875 г. учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, затем на живописном, где уже учился его старший брат С. Коровин. Его преподавателями были А. Саврасов, В. Поленов. Коровин первый из русских художников стал писать картины целиком на «пленэре» в свободной, импрессионистической манере. Он много работал в театре, создавал декоративные панно, оформлял русские павильоны для Всемирной выставки 1900г. в Париже. Путешествовал по Франции и Испании. Хорошо знал западноевропейское искусство, ценил достижения импрессионистов. Французский импрессионизм Коровин соединил с широтой «пейзажа русской души». Многие считают живопись Коровина более артистичной и непосредственной, чем «научный» метод французов. Однако живописный артистизм, знаменитая «коровинская манера» все же несколько поверхностны в сравнении с французским импрессионизмом, опиравшимся на многовековую колористическую культуру западноевропейской живописи. Русский импрессионизм Коровина оказал огромное влияние на русское искусство того времени. А. Бенуа писал в 1902 г.: «Все у нас были еще так далеки от требований чисто живописных красочных впечатлений... То, что мерещилось Куинджи, то далось Коровину»1. И хотя «Коровин иногда раздражает нарочитой бойкостью техники и... некоторой поверхностностью... это искание красоты будило в нас горячий энтузиазм... Какая радость красок!.. какой темперамент, и чисто красочный... Это был наш первый импрессионист... Перед картинами Коровина мы, юноши, стояли и испытывали впервые упоение от живописи, от чистой живописи» 2. Грабарь назвал Коровина «гурманом живописи». Б. Асафьев отмечал, что, сознавая поверхностность живописного восприятия действительности художником, нельзя отделаться от эффекта образной убедительности его картин. Про коровинский этюд вечернего парижского бульвара Асафьев сказал: «Художник не Париж делает объектом изображения, а свое ощущение делает Парижем» 3. Искусство братьев Коровиных противостоит друг другу: серьезное передвижничество Сергея и декоративное буйство Константина это как бы олицетворение двух эпох русской живописи. А. Головин в шутку заметил: «Сергею Коровину было что сказать, но не хватало живописной силы, а Константину нечего было сказать, но таланта у него было на троих» 4. В 19011918 гг. Константин Коровин преподавал в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1923 г. жил и работал в Париже.
Сын художника Алексей Константинович (18971950)-также живописец, работал в Париже; в детстве в результате несчастного случая лишился ног, спустя годы, покончил жизнь самоубийством.
|
1. Бенуа А . История русской живописи в XIX веке. СПб., 1902, с. 236-239.
2. А. Бенуа размышляет... М.: СХ, 1968, с. 208-218.
3. Асафьев Б. Русская живопись. Л.-М.: Искусство, 1966, с. 75.
4. А. Головин. Л.-М.: Искусство, 1960, с. 26.
|
|
|