|
Николай Константинович Рерих
18741947
Николай Рерих русский художник, ученый, философ, общественный и религиозный подвижник.
Его предки принадлежали к древнему датско-норвежскому роду и переселились в Россию в начале XVIII века. Рерих с детства увлекался историей, вместе с А. Бенуа и другими будущими мирискусниками учился в знаменитой петербургской гимназии К. Мая. (В дальнейшем, поддерживаемый М. Тенишевоч, Рерих резко критиковал деятельность кружка Бенуа и ранние выставки «Мира искусства»).
С 1893 г. учился одновременно на юридическом и историко-филологическом факультетах Университета и в Академии художеств, с 1895 г. по живописи у А. Куинджи. В 19001901 гг. в Париже. Состоял секретарем Общества Поощрения художеств в Петербурге. В 19061918 гг. директор Рисовальной школы Общества, в 19101915 гг. возглавлял новое объединение «Мир искусства». Свои ранние картины Рерих посвятил истории древних славян. С 1918 г. путешествовал по странам Европы и Америки. В 1923 г. в Индию, Тибет, Гималаи. Для выражения своих философских взглядов идей пантеизма, нравственного усовершенствования и принципиального единства всех религий, Рерих нашел символическую форму и особый изобразительный стиль. Этот стиль заключался в предельном обобщении рисунка и декоративности насыщенных, ярких, почти «открытых» цветов. Художник работал темперой, создавая форсированные цветовые сочетания с характерной фактурой и четкостью контуров. Его живописные приемы являлись продолжением стилизаторских поисков «мирискусников», но в главном были результатом изучения традиций восточного искусства. В 1928 г. Рерих вместе с семьей поселился в Пенджабе, Западных Гималаях, «на родине человечества», там он посвятил себя научной и религиозно-просветительской деятельности. В 1931 г. международная конференция в Брюгге приняла Пакт Мира, или Пакт Рериха, подписанный затем многими правительствами мира. о неприкосновенности образовательных и художественных учреждений во время военных конфликтов. Имя Рериха приобрело всемирную известность, но его деятельность не у всех находила понимание, в частности А. Бенуа считал, что она мешает таланту Рериха-живописца. Но Рерих продолжал писать пейзажи Гималаев и символические композиции на темы религиозной истории Востока, организовывал выставки и музеи своего имени по всему миру, писал стихи, пьесы и философские сочинения. Когда он «ушел», его тело согласно древнему ведийскому обычаю было предано огню.
Сын Рериха Юрий Николаевич (19021960), лингвист, востоковед, путешествовал вместе с отцом и помогал ему в его начинаниях. Второй сын Святослав Николаевич Рерих (19041993) стал живописцем, учился в США, пропагандировал идеи отца по всему миру, с 1930 г. жил и работал в Индии. Картины Рериха-сына демонстрируют стиль Рериха-отца, но в более примитивной, выхолощенной форме. Они грубее по цвету и рисунку, часто салонны и поверхностны.
|
|
|