|
Русские Балетные Сезоны в Париже (франц. Saison des Ballets Russes a Paris) уникальное и вместе с тем характерное явление для «серебряного века» русской культуры. Оно было результатом «евразийской» деятельности художников «Мира искусства». В 1906 г. появилась идея «прославить русское искусство на западе». В этом проявил себя «доселе неприметный», по словам А. Бенуа, член кружка мирискусников С. Дягилев. В том же году в Париже он устроил выставку «Два века русской живописи и скульптуры». В 1907 г. парижан познакомили с русской музыкой программой из пяти концертов. В 1908 г. Дягилев привез в Париж оперу Мусоргского «Борис Годунов» с Ф. Шаляпиным в главной роли. И, наконец, по совету Бенуа, осознав свои организаторские способности, Дягилев устроил в Париже в 1909-1911 гг. свои знаменитые «балетные сезоны». Они стали событием мирового значения. До тех пор парижане и не подозревали о мощи русского искусства. Русский балет с музыкой Н. Римского-Корсакова, И. Стравинского, постановкой М. Фокина, несравненными танцовщиками В. Нижинским и Т. Карсавиной оставался в Париже в течение шести лет.
Выдающуюся роль в формировании художественного стиля «Русских балетов» в Париже сыграл А. Бенуа. В отличие от А. Скрябина и М. Чюрлениса, он более глубоко и органично воспринял вагнеровскую идею «Gesamtkunstwerk» «единения искусств» на основе «большого стиля», не дублирующих задачи друг друга, но взаимодействующих между собой живописи, музыки, движения, света и цвета,
декораций и костюмов. А. Бенуа считал эту идею свойственной классическому искусству в лучшие периоды его расцвета в XVII и XVIII вв. (сравн. цветомузыка, цветомузыкальное искусство). Над постановкой «Бориса Годунова» под его руководством трудились А. Головин, И. Билибин, Б. Анисфельд, Е. Лансере, К. Юон, С. Яремич. Затем к постановке балетных спектаклей им же были привлечены Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих. «Варварское великолепие» художественного оформления этих спектаклей стало откровением для людей, привыкших либо к строгости классицистического стиля, либо к утонченности европейского Модерна. Им предложили совершенно новый, необычный для Европы стиль «декоративного экспрессионизма» одновременно с русским национальным и космополитическим оттенком. Таково было искусство мирискусников слияние Востока и Запада.
Сам Дягилев, по свидетельству Бенуа, «обожал Россию и все русское до какого-то фанатизма», но был утонченным европейцем и большую часть жизни провел в Париже. Его балеты явление национального русского искусства, но также европейский феномен высочайшей культуры формы: музыки, танца, сценографии, живописи. Парадоксально, что русская живопись и театр давно тянулись друг к другу, но встретиться смогли только на парижской сцене. Огромная, давно накопленная внутренняя сила вылилась в бурную праздничность звука и цвета, зрелищ-ность сочеталась с образной глубиной, стилизация с простотой, а типично русская щедрость, с которой все это демонстрировалось, поражала европейцев неистовством движения, звука, формы и цвета. Причем живописное начало доминировало над архитектоникой сцены и структурой драмы. Спектакли, в которых соревновались музыканты, артисты, постановщики и художники, часто так и называли: «с участием Бакста» или «с участием Головина». По воспоминаниям современников, это было самым высоким достижением русской «цветомузыкальной» культуры и... в этом было действительно что-то «варварское»...
|
|
|