|
|
Максимилиан Волошин
(Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин)
16 (28).V.187711.VIII.1932
Максимилиан Волошин русский поэт-символист, художественный критик, художник-акварелист. Его предками по отцовской линии были запорожские казаки, а по материнской обрусевшие немцы. Волошин родился в Киеве, учился в Феодосии и Москве, на юридическом факультете университета. Путешествовал по Памиру, Египту, Северной Африке; пешком по Европе Германии, Швейцарии, Испании, вокруг Средиземного моря. В 19011916 гг. жил в Париже, писал блестящие по остроте мысли и красоте стиля статьи 1. Вместе с Е. Кругликовой занимался живописью в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1916 г. Волошин, переехал в Коктебель (Крым), где его историческое мышление питалось следами древних цивилизаций скифов, греков, генуэзцев. Он отметил в автобиографии: «Историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля воспитывают дух и мысль... Я проходил по тропам Тамерлана... Здесь настигли меня Ницше и «Три разговора» Вл. Соловьева» 2. В построенном им самим «Доме поэта» Волошин занимался поэзией и теософией. М. Цветаева писала про Волошина, что ему «Было много тысяч лет... В его мастерской огромная голова египетской царицы Таиах... Его собственное происхождение Германия, стремления на Восток, но .... головой, обернутой на Париж» 3. В акварельной живописи Волошин развивал тему и стиль «эпического» пейзажа Киммерии, впервые открытые К. Богаевским. Первый поэтический сборник Волошина был также иллюстрирован киммерийскими пейзажами Богаевского (1910). Волошин участвовал в выставках «Мира искусства», свои акварели он дополнял стихотворными надписями. На его индивидуальный стиль оказали влияние французские импрессионисты и японское искусство, которое он изучал в Париже. Увлечение античностью, экзотикой Древнего Востока, теософией Р. Штайнера, сочеталось в Волошине с необычайной широтой мышления, космополитизмом в лучшем, духовном смысле этого слова. Э. Голлербах назвал Волошина «человеком большого стиля», но еще лучше характеризуют поэта его собственные, ставшие знаменитыми строки:
Все видеть, все понять,
все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле
горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
|
Волошин писал о русском и французском искусстве, о живописи, театре, поэзии. Ему принадлежит первая монография о В. Сурикове, опубликованная только в 1985 г., статья о И. Репине, из-за которой он претерпел множество неприятностей, очерк об иконописи, незавершенная книга «Дух Готики» (1912-1913). Универсальная одаренность, доброта, остроумие и колоритная внешность: «львиная грива греческая голова... босиком... и... не хитон, а балахон» (Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов «серебряного века». В «Коктебель к Волошину» съезжались многие поэты, философы, художники. «Из теста изваянный Зевс», сказал про него В. Хлебников. Первой женой Волошина в 1906-1907 гг. была художница и поэтесса М. Сабашникова. Похоронен Волошин, по его просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты. «Он был Посвященный... Может быть, когда-нибудь там, на коктебельской горе, где он лежит, еще окажется неизвестно кем положенная мантия розенкрейцеров» 4. А пока, по обычаю, каждый, кто поднимается к нему на могилу, несет с собой маленький цветной камешек с моря.
|
1 Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988.
2 Волошин М. Стихотворения. М.: Книга, 1989, с. 349-350.
3 Цветаева М. Живое о живом. В кн.: Волошин М. Стихотворения. М.: Книга, 1989, с. 516-521.
4 Цветаева М. Живое о живом. В кн.: Волошин М. Стихотворения. М.: Книга, 1989, с. 521.
|
Новые публикации:
|
Статьи:
Марина Цветаева «Живое о живом (Волошин)» (эссе, 1932)
Илья Эренбург «Максимилиан Волошин» (эссе из книги «Портреты современных поэтов», 1922)
|
|
|