|
Михаил Александрович Врубель
18561910
Михаил Врубель выдающийся художник русского Модерна. Символист. Живописец, рисовальщик, декоратор, керамист. По происхождению поляк с примесью восточной крови 1.
Родился в Омске, в семье военного юриста. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, немецкий, французский и латинский языки. С 1880 г. учился в Петербургской Академии художеств у П. Чистякова. Врубель был человеком чрезвычайной образованности. По воспоминаниям близко знавших его людей держался горделиво, а к художникам «относился пренебрежительно и не выносил общества современных живописцев, так как его оскорбляло в них отсутствие культуры» 2. Одевался в черный бархатный костюм, панталоны и чулки как «венецианец с картины Тинторетто или Тициана» 3. Врубель обладал огромной трудоспособностью и наблюдательностью, умением подолгу анализировать натуру, добиваясь максимальной точности изображения. Недаром Чистяков говорил, что «Врубель у него перепекся в аналитическом изучении формы». Качеству идеальной выверенности цветовых и фактурных отношений Врубель учился не в Академии, где он всегда оставался «чужаком», а у любимых им художников Византии, средневековья и раннего Итальянского Возрождения. Врубель и с Репиным порвал потому, что Репин тогда был новатором, актуальным художником, Врубеля же «тянуло к традиции, к Рафаэлю» и он считал «неверным отнимать у зрителя специальное наслаждение от красоты формы, как это пытались делать передвижники...» 4. Врубеля мало интересовала современная живопись. В одном из своих писем он, возможно, не без бахвальства сообщает, что в Третьяковскую галерею попал впервые в сорок два года и она его разочаровала. Врубель элитарный мастер. Иногда его формальные поиски сравнивают с методом Леонардо да Винчи. Не случайным кажется и сравнение Врубеля с Гёте всех великих художников роднит «пластицизм». Врубель выдающийся стилист не только в живописи и рисунке, но и в своих письмах, а также в собственных переводах Горация и Овидия. В его изобразительном творчестве поражает невероятное сочетание предельного натурализма и абстракции. За настойчивый, почти микроскопический, хотя и иррациональный по своей внутренней природе анализ формы, Врубель еще в студенческие годы получил прозвание «Фортуни» (от имени испанского живописца Фортуни-и-Карбо Мариано). Позднее он скажет: «Форма главнейшее содержание пластики». С годами в творчестве Врубеля проявилось стремление к декоративности линии, силуэта, фактуры и цвета. Поэтому закономерен выход художника за пределы станковой живописи, поиск новых материалов и освоение их выразительных возможностей, прежде всего мозаики и керамики. Эти особенности индивидуального стиля, а также все возрастающее стремление к фантастичности, экзотичности тем и сюжетов отвечали общим настроениям эпохи. В характере врубелевского творчества присутствуют наиболее привлекательные свойства искусства периода Модерна: сверкающая мозаичность цвета, любовь к необычным, драгоценным качествам материала, прихотливая изогнутость линий, особенность фигур и лиц рыжеволосых загадочных красавиц, сказочность, томность и грусть, романтизм и символизм. «Его искусство одно из лучших выражений той влюбленности в странное, которая охватила людей в конце XIX века» 5. В одном из писем 1892 г. Врубель отмечал, что «занят поисками чисто и стильно прекрасного в искусстве». Поэтому понятны его романтические увлечения экзотикой, исторические реминисценции, использование фольклора, мифологии, образов средневековья и античности.
Уже в первой крупной работе фресках Кирилловской церкви в Киеве (1884) Врубель не столько следовал «византийскому стилю», как было вначале задумано, сколько создавал нечто новое с каким-то болезненным «всматриванием в натуру». Для изображения апостолов в Кирилловской церкви художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической лечебницы. Друзья также вспоминали, что Врубель любил заходить в ломбард и любоваться игрой драгоценных и даже фальшивых камней, пересыпая их из одной ладони в другую. Живые формы он тоже уподоблял загадочным кристаллам. Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, окрашенные как бы изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических растений каменных цветов. Врубелевская живопись приближалась к мозаике. В керамике Врубель открыл для себя люстр, переливающийся всеми цветами радуги. У этого художника и керамика перестала выглядеть раскрашенной глиной, она стала казаться драгоценным материалом, рожденным первобытной стихией огня и несущим в себе его отблески. Своеобразный колоризм, мозаичность, орнаментальность отчасти объясняются необычным сочетанием западных и восточных корней искусства Врубеля, хотя Н. Тарабукин заключал, что Врубель «все же не западник, а ориенталист» 6. Но поиски Врубеля в ориентальном и фольклорном направлении в то время были непонятны и оказались чужды «православной духовности русского стиля». В этом отношении глубоко закономерно, что Врубеля лишили возможности выполнить росписи Владимирского собора в Киеве, и этот заказ был передан В. Васнецову, М. Нестерову и П. Сведомскому. Остались лишь эскизы необычайной выразительности и монументальной силы. В искусстве Врубеля, наряду с мощным аналитическим началом, была особая утонченность, эстетство, стремление к изяществу, изысканности стиля. «Какой-то особенный барин», говорили про Врубеля. По воспоминаниям К. Коровина, Врубелевская живопись «была совсем другая, невиданная...», по сравнению с которой все остальное казалось «бледным, пустым и гладким, как мыло» (слова В. Серова) 7. Сам художник говорил: «Надо не срисовывать с натуры это может каждый, а... видеть по-своему и... создать форму... Это трудно...». На индивидуальный стиль Врубеля, безусловно, оказали большое влияние посещение Венеции (1884-1885), сияние мозаик Сан-Марко, в которых чувствуется древнее искусство Востока, и конечно, знакомство в эти же годы с «Библейскими эскизами» А. Иванова. Все творчество Врубеля пронизано поисками новой духовности, истоки которой он видел в самых глубоких источниках христианского искусства. Поэтому живопись Врубеля, хронологически относящаяся к периоду Модерна, бесконечно сложнее, чем «стиль модерн». Стиль Врубеля это не стиль его эпохи, а нечто особенное. Как и все гениально одаренные, но, вероятно, не до конца раскрывшиеся в этом мире художники, Врубель глубже других проникал в прошлое и дальше заглядывал в будущее. Истинно пророческими оказались его картины на тему лермонтовской поэмы. Демон, дух изгнания, дух сомнений стал и его судьбой в искусстве. Но Демон для Врубеля оказался неуловим странное существо с огромными глазами, напоминающее автопортрет, тщетно пыталось обрести материальную форму. В глине «Голова Демона» так и не стала скульптурой, а только маской, личиной. В живописи один из первых образов «Демона сидящего» (1890) был еще слишком похож на академического натурщика. В «Демоне поверженном» (1902) Врубель, по его собственным словам, стремился «дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе» 8. В этом и заключалась главная причина некоторых странностей, «неправильностей» в рисунке, непонятых большинством его современников. М. Волошин писал в 1908 г.: «Нечто общее есть между безумием Нитцше и безумием Врубеля, в этом пребывании тела здесь на земле в то время, как гениальный дух уже покинул его, в этой страшной полусмерти, которая отмечает избранных» 9. Врубель действительно закончил жизнь в психиатрической больнице. Многие годы после его смерти было модным работать «под Врубеля», «по Врубелю» писались панно и театральные декорации, расписывалась майолика, делались костюмы и вышивки. Его манере успешно подражали, но стиль этого художника остался уникальным и неповторимым. Врубель привнес в русское искусство новые, мало свойственные ему ранее, возможности пластической деформации ради выражения мира ирреальных, сверхчувственных образов. Недаром в 1906 г. В Париже, на устроенной С. Дягилевым выставке, в зале, целиком отведенном картинам Врубеля, часами простаивал молодой П. Пикассо. Пытаясь осмыслить трагедию Врубеля, глава мирискусников А. Бенуа, утверждал, что, постоянно возвращаясь к Демону, художник лишь «выдавал тайну своей миссии. Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением» 10. После смерти Врубеля поэт А. Блок написал: «Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у вечности... но более важен факт, что творческая энергия была затрачена, молния сверкнула... Тех миров, которые видел он, мы еще не видели... Врубель пришел с лицом безумным, но блаженным. Он вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера... Ведь его учителем был золотой Джованни Беллини... Говорят, он переписывал голову Демона до сорока раз; однажды кто-то, случайно заставший его за работой, увидал голову неслыханной красоты... впоследствии он ее переписал, уничтожил... Потерян результат и только...»11. Ф. Шаляпин, близко знавший Врубеля, вспоминал: «Талант Врубеля был так грандиозен, что ему было тесно в его тщедушном теле. И Врубель погиб от разлада духа с телом» 12. По довольно смелому определению Бенуа, это «единственный из русских живописцев, кто мог тягаться с великими художниками Ренессанса». Однако сложность и непривычность изобразительной формы препятствовали пониманию его творчества. В. Стасов, идеолог «национального направления» русского искусства, искренне считал картины Врубеля «нелепыми и безобразными, декадентским хламом». В самом конце своей трагической земной жизни безумный и ослепший художник утверждал, что «жил во все века», строил готические соборы и вместе с Микеланжело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане... Но, если вдуматься, так ли уж это безумно?.
|
1. wróbel по-польски означает «воробей».
2. Тарабукин Н. Врубель. М.: Искусство, 1974, с.156.
3. Там же, с. 15.
4. Там же, с. 10-13.
5. Ге Н. Врубель. «Мир искусства», 1903, № 10, с. 95.
6. Тарабукин Н. Врубель. М.: Искусство, 1974, с. 112.
7. К. Коровин вспоминает... М.: Изобр. искусство, 1990, с.126-127.
8. Мекк В. фон. Воспоминания о Врубеле. В кн.: Врубель. Переписка, воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976, с. 287.
9. Волошин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, с.273.
10. Бенуа А. Врубель. «Мир искусства», 1910, № 10-11, с.357.
12. Блок А. Соч. в 8 тт. М.-Л.: Худ.лит., 1960-1963, т. 5, с. 421-424.
13. Шаляпин Ф. Литературное наследство. М.: Искусство, 1957, т. 1, с.325.
|
|
|