|
Художественные объединения
|
|
«Ослиный хвост»
|
«Ослиный хвост» название художественной выставки 1912 г., а затем и объединения московских живописцев, выделившихся из группы «Бубновый валет»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, В. Барта, А. Шевченко и др.
Раскол «Бубнового валета» произошел по принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока. Поводом для оригинального названия послужила мистификация, происшедшая в парижском «Салоне независимых» 1910 г., когда там была выставлена картина под таким же названием, действительно «написанная» хвостом осла. По этому случаю молодые русские художники заявили: «Теперь мы поднимаем перчатку. Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом»1. Картины Ларионова и Гончаровой лидеров группы подтверждали этот вызов общественному мнению, они отличались намеренной грубостью, упрощением формы, стилизацией под народный примитив. Так, присутствие на выставке «Четырех Евангелистов» и изображений Святых, стилизованных Гончаровой под лубок, цензура сочла кощунственным. М. Волошин в 1912 г. писал о выставке: «Дерзания Ослиных хвостов главным образом литературные, и скорее их можно оценить при чтении каталога, чем при взгляде на картины... В действительности же видишь живопись широкую, этюдную, часто талантливую, тенденциозно неряшливую, всегда случайную и долженствующую скрывать в себе насмешку над зрителем. Кроме того, у всех участников О. X. наблюдается особое пристрастие к изображениям солдатской жизни, лагерей, парикмахеров, проституток и мозольных операторов»2.
В 1913 г. группа распалась, а ее лидер Ларионов уже создавал новое абстрактное искусство «лучизм».
|
1. Харджиев Н. Поэзия и живопись. В кн: К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976, с. 33.
2. Boлoшин М. Лики творчества. Л.: Наука, 1988, с. 287-289. 678-680.
|
|
|