|
Борис Дмитриевич Григорьев
18861939
Борис Григорьев русский живописец и график.
В 19031907 гг. учился в Строгановском училище в Москве, в 19071912 гг. в Петербургской Академии художеств у Д. Кардовского, затем в Париже. Испытал влияние французского кубизма и живописи П. Сезанна. С 1913 г., вернувшись в Петербург, вошел в объединение «Мир искусства». Его творчеством восторгался А. Бенуа.
В 19161919 гг. Григорьев создал графическую серию «Расея», в которой с явным сарказмом и нарочитым примитивизмом показал, по словам Бенуа, «суть России периода, непосредственно предшествовавшего революционному перевороту». После революции Григорьев, объединяя традиционные формы с кубофуту-ристическими приемами и стилизациями «под примитив», вместе с Ю. Анненковым, пытался создать «новый синтетизм». По поводу острых, гротескных рисунков Григорьева в присущем ему парадоксальном стиле писал Н. Пунин: «Его очаровательный талант, неожиданный и веселый, но... стиль... лишен темперамента и всякой возможности развития... до идеи, до мысли, до настоящего чувства... он... никогда не поднимется... все его искусство в форме и потому в его таланте нет того, что мы называем духом или гением... его душа украдена еще в колыбели» 1. Бенуа формулировал эту особенность художника мягче, как «влюбленность и крайнюю впечатлительность» 2, которая может быть как и у С. Есенина, иногда прорывалась аффектом, даже скандальностью.
С 1921 г. Григорьев работал в Париже как живописец-портретист, а также в США, Центральной и Южной Америке.
|
1. Пунин Н. Три художника. «Аполлон», 1915, № 8-9, с. 1-3.
2. Чугунов Г. Александр Бенуа и Борис Григорьев. В кн.: Краеведческие записки. СПб.: Акрополь, 1995, вып. 3, с. 140-142.
|
|
|