|
Художественные объединения
|
|
«Голубая Роза»
|
«Голубая Роза» объединение художников, существовавшее в Москве в 1907-1910 гг. Было создано под эгидой журнала «Золотое руно», издававшегося миллионером-меценатом Н. Рябушинским. Это был журнал московских поэтов-символистов. Возможно, что и название первой выставки «Голубая роза» было подсказано поэтом В. Брюсовым. В объединение входили живописцы: П. Кузнецов, Н. Крымов, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, П. Уткин, Н. Феофилактов. Программа этих художников была близка символизму поэтов русского «серебряного века». Живописцы «Голубой розы» соединили в своих картинах западный декоративизм А. Матисса и М. Дени с элементами восточного искусства, иконой, парсуной, русским лубком. Они создали своеобразный тип картины-панно, картины-гобелена, слегка стилизованной под классическое искусство XVIII в. с влияниями Модерна и элегических ретроспективных настроений. «Голубая роза» была оппозицией передовых московских художников диктату петербургских мирискусников. Ядро группы составили участники выставки «Алая роза» в 1904 г. в Саратове. К ним присоединились братья В. и Н. Милиоти, И. Кнабе, П. Бромирский, А. Фонвизин. Художники «Голубой розы» были по природе своей театралами и декораторами, мистиками и мистификаторами. Не случайно Сапунов и Судейкин стали первоклассными театральными художниками. По определению А. Эфроса, «первая группа голуборозовцев, кузнецовская» была декоративна, вторая, «сапуновская» декорационна, ибо «одна вводила приемы сцены в живописание, другая приемы живописания на сцену» 1.
Характерной особенностью выставок было изысканное убранство залов, обставленных «стильной мебелью», украшенных портьерами и живыми цветами. Там читали свои стихи А. Белый, В. Брюсов, К. Бальмонт, звучала музыка А. Скрябина. С. Маковский писал о выставке «Голубая роза»: «Светло. Тихо. И картины как молитвы... Так далеко от суетной обыденности европейских сецессионов и от будуарной элегантности выставок Дягилева». В качестве основной стилистической черты всех «голуборозовцев» Маковский выделял «дематериализацию природы» и «программный символизм» 2.
|
1. Эфрос А . Мастера разных эпох. М.: Сов. художник, 1979, с. 266.
2. Maкoвcкий С. Голубая роза. «Золотое руно», 1907, №5, с. 25-28.
|
|
|