|
Сергей Васильевич Чехонин
18781936
Сергей Чехонин выдающийся художник-стилист, график, декоратор, театральный художник. В 18961897 гг. учился в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у Я. Ционглинского, в 18971900 гг. в школе М.Тенишевой у И. Репина, но скоро оставил живопись, рисовал карикатуры, увлекся книжной графикой и декоративным искусством. I В 19131915 гг. Чехонин руководил школой финифти в Ростове Ярославском. Входил в объединение «Мир искусства», был близок поэтам акмеистам, ценил русский классицизм. Вначале подражал рисовальщикам югендштиля и немецкого «Симплициссимуса», но затем выработал собственный графический стиль, отличавшийся изысканностью линий, причудливостью орнаментики. В этом стиле можно увидеть влияния византийского и японского искусства, увлекавших всех мирискусников, но более всего развитие традиций петербургской графики с ее строгостью и каллиграфичностью. Чехонин виртуозно рисовал цветы, букеты роз, венки и гирлянды, пользуясь тончайшей линией, пунктиром, штрихом и заливками тушью. А.Эфрос очень точно писал: «Это был создатель виньет и миниатюр для коллекционеров,.. воскреситель старой эстетики дней Александровых.., чистейший чувственник прелести Ампира, это был образец ретроспективизма, пай-дитя «Мир искусства», это был изготовитель очаровательных и драгоценных безделиц, самых хрупких и самых бесцельных вещей, какие в состоянии был произвести российский императорский декаданс» 1. Чехонин был знатоком истории декоративного и прикладного искусства. Под руководством П. Ваулина занимался керамикой, вместе с М. Врубелем в Абрамцевском кружке и в Талашкино. Участвовал в создании майоликовых панно для здания гостиницы Метрополь в Москве по проекту В. Валъкота характерном памятнике московского Модерна (1902-1909). а также в других архитектурно-декоративных работах в Москве и в Петербурге. Трудно сказать, насколько такого эстетского, элитарного мастера захватила стихия революции. Но он «переплавил» в своем индивидуальном стиле элементы футуризма, и даже супрематизма. В 1918-1923 гг. Чехонин руководил «художественной частью» Государственного фарфорового завода в Петрограде, выпускавшего «агитационный фарфор» (см. «агитационное искусство»). Используя мотивы советской атрибутики, как подлинный романтик Чехонин создал «советский ампир», но компоновал новые элементы привычно, по-мирискуснически, в гирлянды и картуши. И наоборот, исторические аллюзии, стилизации доводил до гротеска, уничтожая тем самым «исторический стиль». Творчество Чехонина-художественный конформизм: с одной стороны ретроспекция, игра в старину, с другой заимствование элементов Модерна и авангардного искусства. Абстрагируя форму, Чехонин сохранял «натуральность» мельчайших деталей, будто срисованных из ботанических атласов и фотографий. Поэтому кажется, что его знаменитые «розы» выкованы из металла, рисунок шрифта колюч и ранит шипами, а революционные матросы и рабочие похожи на языческих богов. Но этот эклектизм своеобразно отражает «стиль эпохи». Жена Чехонина Л. Вычегжанина и старший сын Петр Владимирович Вычегжанин (1904?) также расписывали «агитационный фарфор», в основном по его эскизам. В 1928 г. Чехонин эмигрировал, жил и работал во Франции. Вместе с ним уехал сын Петр. Живописцем по фарфору был и младший сын Георгий (19061950), но большинство росписей «агитационного фарфора» принадлежит не ему, как считалось ранее, а старшему брату Петру 2. В Париже Сергей Чехонин работал театральным художником, используя модные элементы супрематизма, занимался рекламной графикой, но не очень успешно. Скончался от инфаркта на германо-швейцарской границе. Петр Вычегжанин выступал как живописец-сюрреалист в наивном, архаическом стиле под псевдонимом Пьер Ино (P. Ino).
|
1. Эфрос А. Профили. М., 1930, с. 209-223.
2. Андреева Л. Советский фарфор 19201930. М.: Сов. художник, 1975, с. 70, 112. Андреева Л. О последних годах творчества С. Чехонина. В кн.: Советское декоративное искусство. Вып. 76. М., 1978, с. 230. См. также: С. Чехонин. Каталог выставки. СПб., 1994.
|
|
|