Мир МЦ |
Серебряный век |
Писатели |
Поиск |
Гостевая книга
Парнок | Поэзия | Проза | Письма | Фото | Библиография | Статьи | Книги | Ссылки |
София Парнок
(Андрей Полянин)
Сергей Есенин. Радуница.
Издание Аверьянова. Петроград. 1916 г. Ц. 70 к.
«Радуница» вышла, слава Богу, без предисловия Брюсова, Сологуба, без посвящения какому-либо из признанных поэтов, повесив «за плечи с кудрями», «сухой кошель из хворостинок», «захожим богомольцем», без рекомендаций пришел в поэзию Сергей Есенин. И потому, что гости из народа редки, и потому, что Есенинский «сухой кошель» подлинен, а не изготовлен в театральной костюмерной, и, главное, потому, что новоприбывший пришел «с улыбкой радостного счастья» и семье поэтов и критике подобает принять его бережно.
Есенин в достаточной мере одарен для того, чтобы выдержать дружелюбную строгость приема. Такие стихи, как: «Не с бурным ветром тучи тают», «Гой ты, Русь, моя родная», «Шел Господь пытать людей в любови», «Край родной, поля как святцы» обеспечивают поэту гостеприимство в сердцах стихолюбов и заставляют прислушиваться к молодому голосу, поющему:
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
Несомненная поэтическая ценность лучших стихов Есенина является для нас залогом того, что 1) столь заманчивая для неискушенного воображения литературность выражений утратит свое обаяние для молодого поэта, и в следующем сборнике Есенина женщины не будут «свиваться в жгучее пляски кольцо», «брызгать смехом в лицо», поэту не будет «хотеться», «в кулюканьи пенистых струй» «с алых губ» «сорвать поцелуй», сумерки не станут «лизать золота солнца», а «ветерок» если и будет «трепать черные кудри», то не обязательно по-бальмонтовски «змейно»; 2) что природный вкус, справившись с соблазнами культурности и поэтичности, сумеет обратить их себе на пользу, разбавив засказанными словами, как водой, свой, как видно крепкий, душный и зачастую без помощи словаря Даля, непонятный язык; 3) что поэт не слишком проникнется городским сознанием интересности деревни, и такие эстетические natures mort'ы, как «В хате» утратят для него заманчивость стихотворной темы; 4) что художественный такт избавит поэта от таких досадных рифм, как «Исусе-гусе-брусе» и т. п.
Сергей Есенин в начале длинного и широкого пути. Через «Радуницу», из глубины России, послан нам «напоенный сердцем взгляд», и мы рады, что можем ответить ему с полным дружелюбием.
1916г.
Комментарии
«Северные записки», 1916, Апрель, Сс. 219-220.
(источник Парнок С. Сверстники / Книга критических статей, М., Глагол, 1999 г.)
Мир МЦ |
Серебряный век |
Писатели |
Поиск |
Гостевая книга
Парнок | Поэзия | Проза | Письма | Фото | Библиография | Статьи | Книги | Ссылки |
Проект: «Мир Марины Цветаевой».
Координатор проекта: Ф. Левичев, 19992000. Ведущий раздела: Н. Доля, 2000. © Дизайн: FTdesign, 2000. |